ВСП 69 мероприятия по МЭБ

ВСП 69 мероприятия по МЭБ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 октября 2007 г. № 69

Об утверждении Ветеринарно-санитарных правил проведения оперативных мероприятий при обнаружении признаков заразных болезней, включенных в список Международного Эпизоотического Бюро

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 3 ноября 2010 г. № 70<W210p0322>;

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 46 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/26159 от 20.07.2012 г.) <W21226159p>

 

На основании статьи 9 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 года «О ветеринарной деятельности» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарно-санитарные правила проведения оперативных мероприятий при обнаружении признаков заразных болезней, включенных в список Международного Эпизоотического Бюро.

2. Исключен.

 

Министр

Л.В.Русак

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь

10.10.2007 № 69

ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
проведения оперативных мероприятий при обнаружении признаков заразных болезней, включенных в список Международного Эпизоотического Бюро

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Ветеринарно-санитарные правила (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 года «О ветеринарной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1713), подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия», требованиями Директивы Совета Европейского Союза и от 18 декабря 1997 г. 97/78/ЕС «Принципы организации ветеринарных проверок при ввозе продуктов на территорию Сообщества из третьих стран», «Санитарного кодекса наземных животных» 2004 г. Международное Эпизоотическое Бюро (далее – МЭБ), и определяют порядок проведения оперативных мероприятий при обнаружении признаков заразных болезней, включенных в список МЭБ, с целью предотвращения их распространения.

2. Реализация настоящих Правил позволяет, в случае возникновения, обеспечить ликвидацию заразных болезней списка МЭБ с минимальными потерями и не допустить их дальнейшего распространения на территории республики.

3. Государственная ветеринарная служба ежемесячно анализирует эпизоотическую ситуацию по заразным болезням списка МЭБ в стране и мире.

4. В настоящих правилах употребляются следующие термины и их определение:

защитная зона – территория, где зарегистрирован источник инфекции или произошло ее обсеменение возбудителем болезни;

зона наблюдения – территория, расположенная между защитной и благополучной зонами и подлежащая проведению мероприятий по недопущению дальнейшего распространения инфекции с указанием местонахождения всех организаций, в которых могут содержаться восприимчивые к болезни животные всех видов;

ограничительная зона – территория, где существует угроза возникновения инфекции;

благополучная зона – территория, на которой установлен официальный ветеринарный контроль, по результатам которого не зарегистрированы случаи заразных болезней, включенных в список МЭБ;

место подозрения возникновения болезней, включенных в список МЭБ, – территория, где обнаружены признаки или существует вероятность наличия возбудителя болезней, включенных в список МЭБ;

очаг заразной болезни – место обнаружения заразной болезни, включенной в список МЭБ, среди поголовья животных на ограниченной территории в течение определенного времени.

ГЛАВА 2
МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ЗАРАЗНОЙ БОЛЕЗНИ

5. При обнаружении признаков возникновения заразной болезни, включенной в список МЭБ, специалист ветеринарной службы организации или владелец животного должен немедленно сообщить об этом в районную (городскую) ветеринарную станцию и изолировать восприимчивых к болезни животных всех видов.

6. При получении такого сообщения главный государственный ветеринарный инспектор района, города или его заместитель:

запрещает передвижение животных в радиусе 10 км от места, где обнаружены признаки заразной болезни;

организует эпизоотологическое обследование с целью подтверждения или опровержения возникновения заразной болезни, длительности скрытого течения болезни, перед тем как возникло подозрение, возможного происхождения болезни у животных, содержащихся в других местах, и которые, возможно, поражены инфекцией из одного и того же источника, установления путей передвижения восприимчивых животных, туш, молока, мяса, автотранспортных средств, оборудования, материалов или лиц, возможно занесших инфекцию на место ее возникновения или передавших ее далее.

7. Владелец животных по требованию специалиста ветеринарной службы обязан представить список животных всех видов, производственных и половозрастных групп, находящихся в месте подозрения возникновения болезни, а также павших или которые могли быть инфицированы.

8. При подозрении, что болезнь могла возникнуть у животных, содержащихся в других местах, в них также вводятся ограничения, предусмотренные настоящими Правилами.

9. При проведении эпизоотологического обследования специалист государственной ветеринарной службы района, города должен:

оставить, при наличии, автотранспортное средство за пределами места подозрения возникновения болезни;

надеть полный комплект защитной одежды, предварительно принять душ;

тщательно осмотреть животных всех видов, производственных и половозрастных групп, находящихся в месте подозрения возникновения болезни, и зарегистрировать ее признаки или подозрительные симптомы;

в специально отведенном месте произвести вскрытие павших животных (если это разрешено соответствующими ветеринарно-санитарными правилами);

произвести отбор проб патологического материала, обеспечить его надежную и безопасную упаковку и отправить в ветеринарную лабораторию.

10. На основании результатов эпизоотологического обследования, проведенного специалистом государственной ветеринарной службы районной, городской ветеринарной станции, главный государственный ветеринарный инспектор района, города или его заместитель обязан составить письменный отчет об обнаруженных подозрениях и сообщить об этом устно с последующим письменным подтверждением главному государственному ветеринарному инспектору области или его заместителю и главному государственному ветеринарному инспектору Республики Беларусь или его заместителю.

 

11. При получении отрицательных результатов эпизоотологических, клинических и лабораторных исследований главным государственным ветеринарным инспектором района, города или его заместителем введенные ограничения снимаются. При необходимости могут быть отобраны пробы для повторного лабораторного исследования.

 

12. При установлении диагноза заразного заболевания осуществляют мероприятия, предусмотренные действующими ветеринарно-санитарными правилами по его ликвидации.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДТВЕРЖДЕНИИ БОЛЕЗНИ

13. При официальном подтверждении болезни, включенной в список МЭБ, по результатам проведенных лабораторных исследований руководитель ветеринарной лаборатории, поставившей диагноз и главный государственный ветеринарный инспектор района, города или их заместители должны проинформировать незамедлительно устно с последующим письменным подтверждением в течение двух суток главного государственного ветеринарного инспектора области и главного государственного ветеринарного инспектора Республики Беларусь или их заместителей о факте ее вспышки. Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь сообщает об этом в МЭБ и сопредельные страны.

 

14. Главный государственный ветеринарный инспектор района, города или главный государственный ветеринарный инспектор области или главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь в зависимости от возбудителя болезни, степени ее распространения и опасности, вносят в порядке, установленном законодательством представление об установлении карантина или введении ограничительных мероприятий.

 

15. Владельцу животных главным государственным ветеринарным инспектором района, города или его заместителем выдается официальное уведомление о мероприятиях, предусмотренных настоящими Правилами.

 

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ВОСПРИИМЧИВЫХ ЖИВОТНЫХ И ЗАРАЗНОГО МАТЕРИАЛА

16. При принятии главным государственным ветеринарным инспектором района, города или его заместителем решения об уничтожении животных в защитной зоне в случаях, предусмотренных действующими ветеринарно-санитарными правилами, перед началом их уничтожения необходимо организовать мероприятия по определению места и способа уничтожения туш, а также произвести изъятие больных животных у их владельцев с составлением акта согласно приложению к настоящим Правилам.

 

17. Уничтожение животных проводится их владельцем под контролем государственной ветеринарной службы и должно быть завершено в течение 24 часов. Животные с клиническими признаками должны быть уничтожены первыми.

18. Животные должны быть умерщвлены как можно ближе к месту их обычного содержания. Животные могут быть вывезены (выведены) на уничтожение, в случае отсутствия условий по их уничтожению на месте их обычного содержания, под контролем государственной ветеринарной службы. При их транспортировке принимаются меры по недопущению распространения болезни согласно действующим техническим нормативным правовым актам (далее – ТНПА).

19. Ни одна туша не должна быть уничтожена, пока не будет получено письменного подтверждения специалистами государственной ветеринарной службы о том, что соответствующее животное мертвое.

20. Уничтожение туш осуществляется согласно действующим ветеринарно-санитарным правилам (сжигание, захоронение на скотомогильниках и др.).

21. Молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, корма для животных, шерсть, экскременты животных, домашняя утварь и т.д., которые могут быть заражены возбудителем болезни, в соответствие с действующими ТНПА должны быть конфискованы, уничтожены или обработаны, так чтобы уничтожить любой присутствующий возбудитель.

22. Уничтожение туш и заразного материала проводится под контролем специалистов государственной ветеринарной службы.

23. После убоя животных и уничтожения туш проводится дезинфекция в порядке, предусмотренном соответствующими ветеринарно-санитарными правилами.

24. По результатам дезинфекции составляется акт с участием представителя районной (городской) ветеринарной службы.

ГЛАВА 5
ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И ЗОНЫ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ

25. Радиус защитной зоны должен быть как минимум три километра вокруг места, где зарегистрирован источник инфекции или произошло обсеменение возбудителем болезни.

26. Размеры зон могут быть расширены на территории в зависимости от имеющихся эпизоотических данных.

27. При определении географических границ зон учитывают следующее:

риск воздушно-капельного распространения возбудителя;

естественные и иные границы на площади;

другие географические особенности;

расположенность и близость организаций с животными, восприимчивыми к болезни;

схемы и пути торговли животными;

наличие мясоперерабатывающей организации.

28. Районной (городской) государственной ветеринарной службой в течение суток должна быть проведена и постоянно обновляться перепись всех животных, восприимчивых к болезни, находящихся в названных зонах.

29. В организациях, содержащих животных восприимчивых к болезням видов и находящихся в защитной зоне, проводятся мероприятия, предусмотренные соответствующими ветеринарно-санитарными правилами, направленными на ликвидацию болезни.

30. При подозрении и возникновении заразной болезни на территории мясоперерабатывающей организации проводятся мероприятия, указанные в главах 2–5 настоящих Правил, а также запрещается:

убой и передвижение животных;

вывоз за пределы мясоперерабатывающей организации туш, мяса и других материалов, которые могут быть заражены;

вход и выход персонала на территорию организации без разрешения ветеринарного инспектора.

31. При необходимости подтверждения диагноза допускается убой отдельных животных.

32. Эпизоотологическое обследование проводится в организациях, откуда поступило животное и в которых находятся животные, подозреваемые в заражении.

33. При подозрении на возникновение заразной болезни на рынке проводятся мероприятия, указанные в главах 2–5 настоящих Правил, а также запрещается:

дальнейшая продажа животных;

вынос/вывоз с территории рынка материалов или отходов, способных переносить болезнь;

вход и выход людей, въезд и выезд транспортных средств на территорию рынка без разрешения ветеринарного инспектора.

34. Администрация рынка принимает меры:

запрещающие передвижение животных, в течение 8 часов под официальным ветеринарным надзором они должны быть доставлены на ближайшую санитарную бойню;

по очистке и дезинфекции территории, объектов рынка, транспортных средств и др. предметов, подозреваемых в заражении;

оборудованию дезинфекционных барьеров на въездах и выездах автотранспорта, входах и выходах людей на территории рынка.

35. Специалист ветеринарной службы должен определить местонахождение животных, восприимчивых к болезням, включенных в список МЭБ, которые покинули рынок за день до даты установления диагноза, и установить за ними наблюдение с введением соответствующих ограничений. Автотранспортные средства, на которых их перевозили, должны быть очищены и продезинфицированы.

36. При подозрении на возникновение у животных заразной болезни принимаются меры по постановке диагноза и недопущению ее распространения согласно главе 2 настоящих Правил.

37. С целью подтверждения или опровержения наличия заразной болезни проводится эпизоотологическое обследование согласно главе 2 настоящих Правил, включая возможность забоя животного с диагностической целью.

38. В случае дальнейшего распространения болезни списка МЭБ страна разделяется на одну или более ограничительных зон.

39. При определении границ ограничительной зоны или зон необходимо учитывать все имеющиеся эпизоотологические данные и применять не географические барьеры, а административные границы.

40. Внутри ограничительной зоны передвижение животных, продуктов животного происхождения, материалов и автотранспортных средств, являющихся потенциальными переносчиками болезней, должны находиться под надзором специалистов государственной ветеринарной службы.

41. В случае возникновения болезни в ограничительной зоне устанавливается защитная зона, и зона наблюдения согласно настоящим Правилам.

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВАКЦИНАЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ СПИСКА МЭБ

42. Государственная ветеринарная служба проводит вакцинацию в случаях:

болезнь распространяется и выходит из-под контроля при проведении мер, предусмотренных соответствующими ветеринарно-санитарными правилами;

страна, сопредельная с Республикой Беларусь, находится под угрозой заноса болезни;

Республика Беларусь находится под угрозой заноса болезни извне;

вспышка болезни не может быть сдержана только лишь за счет уничтожения животных в организации с обнаруженной инфекцией и контактировавших животных;

защиты зоопарковых животных и редких племенных видов;

высокой плотности поголовья животных восприимчивых видов;

риска эпизоотического распространения болезни посредством воздушно-капельного перезаражения животных;

вспышки неизвестного происхождения;

эпизоотия быстро распространяется.

43. В случае необходимости проведения вакцинации государственной ветеринарной службой разрабатывается план ее проведения, в котором указывается:

площадь или площади, на которых предлагается провести вакцинацию;

количество голов каждого вида и возраста животных, которых предлагается вакцинировать;

наименование вакцины;

сроки вакцинации;

система определения и регистрации вакцинированных животных;

порядок контроля передвижения животных и продуктов животного происхождения;

применение меры контроля в зоне или зонах вакцинации, связанной с проводимыми оздоровительными мероприятиями.

44. Перед проведением вакцинации ставятся в известность владельцы животных в зоне вакцинации (территория, на которой будет проведена вакцинация животных) о цели вакцинации, сроках ее проведения.

45. Проведение вакцинации начинается с самых отдаленных участков зоны вакцинации и продвигается далее к центру зоны.

46. Вакцина применяется согласно прилагаемому к ней наставлению.

47. По результатам вакцинации специалистами ветеринарной службы организации с участием представителя государственной ветеринарной службы составляется акт в 2 экземплярах с прилагаемой к нему описью животных.

48. Государственная ветеринарная служба районов (городов) ежедневно проводит учет результатов вакцинации и анализирует выполнение плана вакцинации.

ГЛАВА 7
ВЕТЕРИНАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

49. Государственная ветеринарная служба обязана через средства массовой организации информировать владельцев животных и население об эпизоотической ситуации, признаках заразной болезни, о проводимых мероприятиях по недопущению возникновения и ликвидации, а также мерах ответственности за уклонение от выполнения существующих требований, кроме этого организуются пресс-конференции и другие информационные мероприятия.

50. В целях отработки эффективных действий по недопущению и ликвидации заразных болезней государственная ветеринарная служба один раз в три года проводит учения с имитацией ситуации при обнаружении риска, обусловленного возникновением заразных болезней списка Международного Эпизоотического Бюро.

ГЛАВА 8
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ, ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛИКВИДАЦИИ ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

51. Учет и отчетность, финансирование мероприятий по профилактике и ликвидации заразных болезней, изъятию животных и продуктов животного происхождения осуществляется согласно законодательству, действующему в Республике Беларусь.

52. Контроль за реализацией решения об изъятии животных и продуктов животного происхождения осуществляют органы государственной ветеринарной службы.

 


 

 

Приложение

к ветеринарно-санитарным правилам при обнаружении признаков заразных болезней, включенных в список Международного Эпизоотического Бюро

 

Акт
об изъятии животных и продуктов животного происхождения при ликвидации очагов заразных болезней списка МЭБ

____________

 

______________________

(дата)

 

(место составления)

 

Мы, нижеподписавшиеся члены специальной комиссии:

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

___________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

в соответствии с ________________________________ от ____________ № ___________

(название решения)

руководителя исполнительного органа государственной власти _______________________

___________________________________________________________________________

(наименование субъекта Республики Беларусь)

о проведении изъятия животных и продуктов животного происхождения составили настоящий акт о том, что произвели изъятие животных и продуктов животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней у ____________________

___________________________________________________________________________

(наименование владельца животных и продуктов животного происхождения)

___________________________________________________________________________

согласно описи.

Опись изъятых животных и продуктов животного происхождения:

 

Животные и продукты животного происхождения

Количество и единицы измерения

 

 

 

Изъятие животных и продуктов животного происхождения производится с целью предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Изъятые животные и продукты животного происхождения подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Акт является основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и продуктов животного происхождения.

Акт составлен в 3 экземплярах.

1-й экземпляр вручен владельцу изъятых животных и продуктов животного происхождения;

2-й экземпляр направлен в исполнительный орган государственной власти субъекта Республики Беларусь;

3-й экземпляр направлен в территориальный орган государственной ветеринарной службы Республики Беларусь ____________________________________________________

(наименование субъекта(ов) Республики Беларусь)

 

Подписи членов специальной комиссии:

______________

 

__________________

 

(подпись)

 

(И.О.Фамилия)

 

______________

 

__________________

 

______________

 

__________________

 

1-й экземпляр акта получил

«__» ___________ 20__ г.

______________

 

__________________

 

(подпись)

 

(И.О.Фамилия)